История 3. Системы и слоненок

         Вова пришел с уроков задумчивый и молчаливый. Сестра крутилась вокруг него, пытаясь понять, что происходит с братом.

         — Вова, что с тобой? Мы с Ресурсом сегодня играли в летающую тарелку. Мы летали сегодня во дворе. Нас никто не видел, потому что летающая тарелка была невидимой, и мы тоже были невидимые! — весело тараторила Катя.

         Вова, неохотно выкладывая учебники на стол, сказал, что сегодня в изобретательском кружке была тема о системах, и что он ничего не понял.

         — Система, система, система — запела Катя, — это же так просто! Ресурс нам расскажет о системах, правда Ресурс?

         Ресурс мяукнул, так как он лежал на столе в любимом виде толстого кота. Потянулся, как потягиваются коты, и прыгнул в центр комнаты между полом и потолком. Зависая в воздухе, появилось девять экранов телевизоров. Три экрана по горизонтали и три экрана по вертикали.

         В самом центральном экране появилась надпись «Система».И фотография стула.

         — Система, это то, что человек думает о каком-либо предмете. Например, стул. Человек называет стулом предмет, главная полезная функция которого — удерживать человека в сидячем положении — сказал робот, который теперь был девятью телевизорами.

Таблица 1

Надсистема в прошлом Надсистема Надсистема в будущем
Система в прошлом Система Система в будущем
Подсистема в прошлом Подсистема Подсистема в будущем

         — На занятиях сегодня нам сказали, что слово система переводится с греческого языка как целое, составленное из частей.Но, я не понял, зачем это нам нужно знать для того, чтобы изобретать? — спросил Вова.

         — Системное мышление дает возможность прогнозировать развитие техники в будущем.И не только техники, можно прогнозировать развитие коллектива и целого народа, всего мира- техническим языком ответил робот.

         — Можно спрогнозировать каким будет наш класс через десять лет? — спросила Катя.

     Ресурс. Иллюстрация 7    — Можно. Существуют законы развития систем, но для начала нужно научиться талантливо мыслить — сказал Ресурс.

         Робот показал на верхнем экране, который находился над словом «Система», картинку с изображением мебели. Над мебелью было написано слово «Надсистема».

         — Надсистема включает в себя систему. Мебель включает в себя стул — вел урок Ресурс.

         — Я поняла! «Я, Катя» — это система, а моя надсистема — семья! — быстро сообразила Катя.

         — «Я, Вова» — система, моя надсистема – кружок изобретателей, — отреагировал Вова.

          Вы оба правы, надсистемой может быть все, во что входит система.С чем соприкасается система, являясь частью чего-то большего.

         — Носки — система, у них есть надсистема — одежда! — не останавливалась Катя — груша часть надсистемы «дерево», а лес — надсистема у системы дерево.

         Тут в центральном нижнем экране проявилось слово «Подсистема».В нем же была картинка разобранного стула. Спинка, сидение и ножки лежали по отдельности.

         — Мне становиться понятно. Если соединить отдельные части в одно целое, то получится система — задумчиво сказал Вова, нам дали задание о пяти железных пластинах. Сделать из них систему, полезную для человека — тихо сказал Вова.

         -Так в чем же дело? – добрым голосом спросил Ресурс.

         — По отдельности железные пластины тонут, если бросить их в воду — продолжал Вова.

         — А если их соединить в лодочку, то железки поплывут! — смеялась Катя.

         — Я так и хотел сказать! — буркнул брат сестренке.

         — Правильно, ведь система — это то, что несет пользу людям.Системы создаются для людей и людьми — похвалил Катю и Вову робот.Ресурс. Иллюстрация 8

         Посмотрите на картинку, где нарисована система автомобиль. Составьте рассказ о системе автомобиль, о прошлом, будущем автомобиля. Подумайте, почему правый нижний экран пустой?

         Дети придумывали много разных систем и находили надсистемы и подсистемы.

         Оказалось, что такой взгляд на простые вещи — очень интересная игра. Нужно увидеть надсистему и подсистему предмета.

         Простая вещь, на которую дети раньше не обращали внимания, дает столько интереснейших открытий!

         Найдите надсистему и подсистему таких систем — книга, варежки, диван, робот, планета, школа, телевизор, чайник.

         Веселая компания Вовы, Кати и робота Ресурса изучили систему «дом» — у нее есть подсистема окно, дверь, крыша, стена, труба. У подсистемы дверь есть подподсистема: ручка, петли, наличник.

         Так же у системы дом есть надсистема — улица, район, город и так далее. Оказалось, что число отдельных подсистем и надсистем бесконечно велико.

         — Мы уже талантливые? — спросила Катя, — ведь мы уже знаем, что такое система, надсистема и подсистема!

         — Вы талантливые изначально, как только родились,- ответил робот.

         — А для чего нужны остальные экраны? — задал вопрос Вова.

         — Мы рассматривали систему в настоящем времени. Теперь нужно посмотреть какой была система в прошлом, и постараться увидеть систему в будущем, какой она станет — продолжил обучать детей робот.

         Ресурс, включил три экрана слева и три экрана справа. Если в центральном ряду экранов была система «стул» в настоящем, то в левом ряду прошлого системы «стул» были картинки как в учебниках по истории. Очень необычный стул, не похожий на современные стулья.(Какой был стул в прошлом?).Мебель прошлого (прошлое Надсистемы) тоже выглядела очень непривычно. Она была массивной и выглядела как крепость. Такая мебель занимала много места в комнатах.

         Подсистема стула из прошлого была вся резная, красивая, с узорами. Ножки стульев были изогнуты, спинки украшены изображениями сюжетов мифов или сказок.

         Дети с большим интересом окунулись в историю стула. А потом изучали прошлое других предметов. Книги в глубокой древности писали от руки. Корабли в прошлом были парусные, а еще раньше люди плавали на кораблях с веслами, а еще раньше на плотах.

         — А почему нет картинок в правом ряду? – спросил Вова.

         — Давайте вместе подумаем. Никто не знает, каким будет стул, автомобиль, школа, книга, город или страна через пятьдесят лет. Можно только сделать прогноз, то есть представить, вообразить. Но это не простая фантазия, а предположение, основанное на прошлом системы. Теперь мы знаем, каким был стул в прошлом, знаем какая была надсистема стула в прошлом. Знаем прошлое подсистем – ножек, спинки, сидения.(Каким будет стул через пятьдесят лет?).

         Дети предположили, что стульев вообще не будет. Так как все в мире стремиться к совершенству. А совершенство – это когда самой вещи нет, а польза от вещи есть.

         То есть функции, которые нужны от вещи человеку, выполняются без самой вещи другими составными частями системы или надсистемы.

         Например, мебель, будет и мебелью и стулом одновременно. Или стул и мебель станут частью стены или пола или потолка. А может стулья будут одноразовыми. Посидел на стуле, а встал – стул растворился в воздухе. Захотел присесть – стул сразу появился.

         В разговорах о будущем, Вова и Катя представляли, какими будут варежки в будущем.

         — Может, варежки не будут изготавливать из шерсти животных, а на руках человека вырастет шерсть и ему будет не холодно – смеялись они.

         — Теперь мы точно талантливые! Мы изучили девять экранов талантливого мышления! – улыбнулся Вова, — я смогу на следующем занятии в кружке изобретателей изобрести новую систему из любых вещей!

         — Конечно, теперь у тебя есть инструмент талантливости! – провозгласил робот.

         День сменился на вечер, и перед сном папа Вовы и Кати пришел поиграть с детьми в интересные задачи.

         Игра 1.В этой игре детям нужно было постараться доказать, что один предмет это много предметов.

         — Из чего состоит пирог: (яйцо, сахар, мука, масло, ягоды)

         — Из чего состоит машина: (колесо, руль, корпус…)

         Игра 2.Папа называл части предмета, а дети пытались определить, что это за предмет.

         — окно, дверь, крыша, труба (дом)

         — ствол, листья, ветки, корни (дерево)

         — клавиатура, монитор, мышка (компьютер)

         — крупа, молоко, сахар (каша)

Также они дружно определяли подсистему общую для нескольких систем. Например, подсистема колесо общая для паровоза, машины, велосипеда и коляски.

Были задания и сложнее, папа называл несколько подсистем:

— кнопки и экран (компьютер, телефон, электронная книга)

— колесо и пантограф (электричка, трамвай)

         Игра 3.Дети играли в увеличение и уменьшение систем до предела.

         Уменьшение

         шкаф -> полка -> прессованная древесина->молекула->атом

         Увеличение

         шкаф->квартира->дом->улица->город->страна->земнойшар->вселенная

         Игра 4.Назвав подсистему и надсистему, Вова и Катя пробовали отгадать систему.

         Лист — ? — Книжная полка (книга)

         Волосы — ? — Семья (человек)

         Перила — ? — Дом (лестница)

         Хвост — ? — Стадо (корова, лошадь)

         Дети справились с задачами легко, ведь у них уже был инструмент талантливого мышления «девять экранов»!

         Наигравшись вдоволь, папа попросил детей закрыть глаза, а роботу шепнул, чтобы тот превратился в слоненка. С закрытыми глазами детям нужно было потрогать робота и понять, в кого он превратился.

        Ресурс. Иллюстрация 9 Вовка ухватил слоненка за хобот и сказал, что это змея. Катя дотронулась до ноги слоненка и сказала, что это обычный столб.

         Потом дети открыли глаза и увидели слоненка. Они долго смеялись. Папа им объяснил, что люди, которые не видят вещи и события жизни в системе похожи на людей с закрытыми глазами. Такие люди видят мир предметно. То есть они видят отдельные предметы и не видят одну целую систему, состоящую из них.

   День закончился. И все легли спать. Маленький робот-слоненок тоже лег спать, положив хобот под голову.

Читайте также:

Добавить комментарий