История 4. Кошачьи фокусы

         Катя сидела за столом и писала книгу. Она давно хотела написать продолжение книги о коте по имени Котик.

         — Мама, я никак не могу придумать фантастическое животное. Я хочу придумать историю про необычного кота, — пожаловалась маме Катя.

         Мама Кати была писательницей фантастических рассказов для детей, и она подсказала дочке:

         — А ты соедини два объекта, например телевизор и кошку.

         Катя стала записывать названия разных объектов на бумагу, а потом соединяла их с котом. Получались очень забавные кошки. Кошки-телевизоры, кошки-карандаши, кошки-мясорубки, кошки-телефоны, кошки на лыжах, кошки с пропеллером вместо хвоста,  котопес, котомышь, котослон и много разных смешных котов.

         Придумывая этих странных животных, Катя просила робота изобразить их. Вова и Катя катались по полу от смеха, когда на их глазах появлялись котомыши, котокарандаши, кошки с пропеллерами, кошки-шарики.

         Когда все успокоились, робот рассказал детям о том, что существует несколько методов организованной фантазии, которые помогают человеку получить сильные идеи для своих фантастических книг и новых сказок.

         Одним из таких методов является метод фокальных объектов.

         С его помощью любой объект изменяют за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

         Суть метода в том, чтобы перенести признаки случайно выбранных объектов на изменяемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

         План изменений объекта (вещь, животное):

  • Выбрать объект (вещь, животное)
  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т.п.).
  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
  • Полученные признаки перенести на объект – получить новые сочетания.
  • Записать или зарисовать все интересные идеи.

         Дети стали изобретать новый фонарик. Для выбора случайных объектов они открыли случайную книгу, и ткнув пальцем в случайную страницу выбрали несколько случайных слов: очки, валенок, парашют.

         Выделили главные свойства или признаки случайных объектов:

         1.Очки: солнечные, защитные, модные.

         2.Валенки: теплые, мягкие, деревенские.

         3.Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

         Записали полученные варианты:

         1.Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.

         2.Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.

         3.Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.

         И наконец, у ребятишек получилось несколько интересных идей:

         1.Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.

         2.Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.

         3.Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

         — А кроме написания смешных фантастических историй, как можно использовать метод? — спросила Катя.

         — Этот метод используют взрослые, чтобы придумать интересные названия продуктов, товаров и услуг, для создания новых необычных изделий,- ответил робот.

         — Тебя тоже придумали с помощью метода фокальных объектов? — улыбнулся Вовка.

         — Нет, я был придуман благодаря АРИЗ-85В (Алгоритм решения изобретательских задач),- ответил робот Ресурс, — метод фокальных объектов является неалгоритмическим методом изобретений, но он очень полезен, особенно когда новых идей нет.

         Катя решила придумать нового кота для своей книги. Она повторила те шаги, которые проделала с братом для фонарика.

         Фокальный объект — кот. Для выбора случайных объектов она открыла случайную книгу и выбрала три случайных слова: гвоздь, вертолет, телефон.

         Катя выделила главные свойства и признаки выбранных объектов:

         1.Гвоздь: острый, железный, твердый

         2.Вертолет: летающий, радиоуправляемый

         3.Телефон: для связи между людьми, с кнопками

         Катя записала полученные варианты:

         1.Кот острый, кот железный, кот твердый

         2.Кот летающий, кот радиоуправляемый

         3.Кот для связи между людьми, кот с кнопками

         Вот какие варианты новых идей получились у нее:

         1.Кот с острыми железными когтями, кот становиться твердым по желанию

         2.Кот может летать, и он радиоуправляемый кот

         3.С помощью котов, люди связываются между собой, не нужны больше сотовые телефоны, люди заводят котов, чтобы поговорить между собой на больших расстояниях. У этих котов на спине есть кнопки.С помощью этих кнопок набирают не номер телефона, а имя нужного кота, через которого происходит связь.

         У Кати получилось несколько интересных фантастических рассказов.В одном из них, девочка описала другой мир, в котором технических устройств не было, и их заменили животные. Коты выполняли разные нужные людям функции. Кроме ловли мышей, одна из пород котов, британская короткошёрстная, заменила сотовые телефоны. Сами коты могли уменьшаться по просьбе хозяев, чтобы помещаться в карман. Еще этот кот умел мирить поссорившихся людей.(Как вы думаете, что делал кот, чтобы помирить людей?)

         В другом рассказе Катя описала девочку изобретателя, которая смастерила механического летающего радиоуправляемого кота.

         В третьем рассказе у нее был кот, чьи когти были железными, а сам он становился твердым, если на него нападали собаки. Этот кот мог легко победить любого пса, который хотел его укусить.

         Так Катя научилась сочинять фантастические рассказы.

         Она использовала приемы уменьшения и увеличения, и ее животные могли расти и уменьшаться до предела, становясь или очень большими или очень маленькими.

         С помощью приемов дробления или объединения ее коты могли разделиться на составляющие — лапы, хвост и усы жили по отдельности. А когда нужно, объединялись в котов.

         Прием «наоборот» помог девочке придумать кота, который делал все наоборот. То есть кота, который прятался от мышей, и бегал за собаками, чтобы их укусить.

         Наугад выбирая предметы, она брала их свойства, и ими наделяла своих котов. Так у нее получались светящиеся коты, водные коты, огненные коты и много других необычных животных.

         Вечером пришел папа, чтобы решить с детьми новую интересную задачу.

         В полиции обратили внимание на то, что ряд крупных краж у коллекционеров был совершен сходным образом.Для начала у будущей жертвы покупали какую-нибудь вещь за внушительную сумму.После этого преступники проникали в квартиру, когда хозяев не было дома, отыскивали тайник с деньгами и похищали их.Причем время, затраченное на поиски тайника, не превышало одной минуты.Как они так быстро находили тайник?

         — Они знали где находился тайник.- сказал Вова.

— Нет.

— Они по запаху определяли тайник,- предположила Катя.

— И да и нет, — действительно запах имеет значение, но сами они этот запах не чувствовали, — ответил папа.

— А может они брали животное, например, собаку, чтобы найти тайник? — спросил Вова.

— Нет, не собака.

— Это были кошки, они чувствуют валерьянку, и бегут на ее запах! — сообразила Катя.

         — Вы решили задачу, — сказал папа, — преступники предварительно посыпали деньги валерианой, а на поиски брали с собой кота. Кот с легкостью находил тайник, в котором продавец хранил деньги.

         Папа пожелал всем спокойной ночи и дети, довольные быстрым решением непростой задачи, поспешили в свои кровати. А робот Ресурс отправился на ночлег не на стол, а на потолок, так как он превратился в воздушный котошарик.

Читайте также:

Добавить комментарий