Как кошка продавала снотворное. Краткое описание метода «Прообраз»

Кот в аптеке

САО — “Прообраз”.

Для проектирования представлений о проблемной ситуации.

Методика проектирования образов “Прообраз” предназначена для визуального представления данных изобретательской задачи путем расстановки элементов на схеме противоречий.

Система представления – это система обработки и воспроизведения образов в нашем сознании (аналог в технике — проектор).

Схема противоречий – это схема, где элементы проблемной ситуации, которую решает человек, имеют своё место. Схема устроена как алгоритм. При правильной расстановке элементов – задача сама решается. Причина такой эффективности – человек разбирается в ситуации до тех пор, пока элементы не будут правильно расставлены. Это значит, что проблема и её причины им поняты.

О противоречиях представлений указывал в своих работах на эту тему в 19 веке  Иоганн Фридрих Гербарт, немецкий философ. “Представления, — говорит Гербарт, — становятся силами, сопротивляясь друг другу. Это происходит тогда, когда сходятся вместе несколько противоположных представлений”. (“Основания психологии”, I гл., § 10).

Одно из ключевых утверждений метода “Прообраз” — новые знания появляются в той области сознания, в которой есть только образы, и нет слов. Так как слов, их определяющих, еще не придумано.

В ТРИЗ разработаны инструменты для управления воображением и преодоления психологической инерции, которая базируется на терминах и образах. Необходимо специально переводить тексты решаемых задач в простые слова, понятные детям.

Чтобы получить образ решения, нужно суметь, с помощью алгоритмов ТРИЗ, создать образ, который в словах будет представлен как системное противоречие “объект должен быть в одном состоянии, чтобы (достичь одной цели)…, и в другом состоянии, чтобы (достичь другой цели)…”.

Столкновение представлений в сознании происходит из-за того, что человеку сложно представить из имеющихся стереотипов то, чего не может быть.

САО (субъект, акция, объект) – цепочка кодирования знания по В.В. Мартынову, создателю УСК (Универсального Семантического Кода), называемой в УСК ядерной цепочкой.

В ТРИЗ есть аналогичное представление модели взаимодействия систем – веполь.

Так как метод “Прообраз” создан независимо от УСК (автор “Прообраза” даже не знал о его существовании), то САО будет называться смысловой цепочкой. Тем более, для целей метода, есть и другие смысловые цепочки взаимодействия объектов в задаче – СЦО и СПО. Субъект-Цель-Объект и Субъект-Поле-Объект.

Полная картина смысла, понимания ситуации появляется тогда, когда три цепочки с одной стороны схемы будут соответствовать по смыслу друг другу – СЦО+САО+СПО, для одной системы. И такие же три цепочки другой системы с другой стороны схемы.

Строительство цепочек не имеет ограничений как с одной стороны, так и с другой. Схема показывает конкретную проблемную ситуацию. Благодаря подходу САО-“Прообраз” можно делать прогноз развития систем или поиск слабых мест.

Противоречие находится в вместе и времени рассогласования между этими шестью смысловыми цепочками. Такое рассогласование – изобретательская задача, которая решается путем согласования образов по всем шести “САО”, расставленным в схеме.

САО в методе “Прообраз” – минимальная смысловая цепочка, как минимальная система представления образа взаимодействия систем.

Бывает, что один объект является одновременно и субъектом систем, воздействующих на объект.  “Человек идет” – “Человек (С) совмещает (А) себя с самим собой (О) в пространстве”.

В “Прообразе” элементы Ц1 и Ц2 (цели) – это требования одних систем к другим системам. Воображая проблемную ситуацию (любую ситуацию), нужно определить элементы Цель 1 и Цель 2. Эти элементы являются информацией об общих параметрах будущего неизвестного образа измененного объекта или информация об образе системы, ставшей причиной противоположного требования к объекту.

Противоречие есть только в голове человека, в его представлениях о ситуации. Цель – это образ, который передается в действующую на объект систему. Образ, который передается от надсистем в систему в процессе передачи требования по иерархии заинтересованных лиц (“стейкхолдеров”).

Цель – это требование изменить объект системой в пользу надсистем. Требование надсистем и цель системы. Элемент “Цель” представляется после ответа на вопрос “Зачем?” для одной системы и “Почему?” для другой. Ради чего создана система воздействия, пользования или изменения объекта. “Почему?” – это нежелательная цель (требование), с точки зрения решателя задачи.

Одна из надсистем становится подсистемой в процессе, а надсистемой будет та, которая сильней. То есть, с целью и параметрами, какой системы нужно согласовать всю ситуацию.

Представить на схеме две взаимодействующие системы по изменению объекта можно цепочкой С1-Ц1-> О <-Ц2-С2. Такая цепочка отражает две цели субъектов 1 и 2 совершить действие (акцию): С1-А1-> О <-А2-С2.

Кошка в витрине

Кошка повадилась спать в витрине аптеки. Её цель – занимать теплое место. Цель хозяина аптеки продавать лекарства. Смысловая цепочка (СЦО) по цели кошки будет С1-Ц1-О (кошке нужно теплое место).

Действие. С1-А1-О (кошка спит в витрине). С2-А2-О (аптекарь очищает витрину).

Противоречий на уровне целей (СЦО) между системами нет. Есть противоречие на уровне САО. Кошка спит в витрине, чтобы быть в теплом месте, и аптекарь очищает витрину, чтобы привлекать покупателей. Как быть?

Следующая смысловая цепочка выводит на конкретное поле, где возникло противоречие. Поле (Пf, field — focus) – это пространственно-временные рамки, поле события; рамки энергии (например, механически или информационно). Где, когда, как – анкета события. Фокус внимания на то, что конкретно где, когда и как происходит.

С1-П1-О. Кошка “физически занимает видное место днем” в витрине.

С2-П2-О. Аптекарю “нужна привлекательная, физически свободная” витрина.

Пf анкеты, по данным которых реализуется конкретное событие. Анализ полей дает понимание, где и когда не согласованы между собой объекты. Это направление для глубокого анализа систем.

Аптекарю нужна привлекательная физически свободная витрина, а кошке нужна физически теплая витрина. Место и время (поле) противоречия в воображении аптекаря – витрина, которая должна быть свободной, и привлекать покупателя,  но она занимается физически кошкой. Кошка стала частью витрины. Аптекарь решил обратить вред в пользу. Увидев, что кошка привлекает прохожих, он сделал рекламу снотворного, продаваемого в аптеке. “Купите снотворное и будете спать как эта кошка”. Покупателей значительно прибавилось.

Анализ задачи с помощью смысловых цепочек, элементы которых расположены на схеме, дает полное представление о проблемной ситуации. Правильно расположив объекты на схеме, воображение само подсказывает решение. Простые задачи решаются быстро. Сложные задачи требуют глубокого, с точностью до нюансов, анализа согласования полей (где, когда и как должно быть).САО

Сложные задачи – это много смысловых цепочек САО, по которым можно отследить причинно-следственные связи, приведшие к возникновению противоречия. С помощью САО, можно также выстроить линии развития систем в представлении решателя.

Для сложных задач требуется поддержка программным обеспечением. Минимальными программными средствами построения САО могут быть программы построения интеллект-карт.

Полное описание метода есть в моей  работе “Теоретическое обоснование метода проектирования образов “Прообраз”.

А.Ю. Щинников, г.Саратов, 2016 г.

Читайте также:

Добавить комментарий