Причины употребления алкоголя

Причины употребления алкоголя

Своеобразный уровень понимания проблемы мы находим у С.Н. Шевердина (1985), который пишет о трезвости как о естественном состоянии личности, которое нарушается извне.

 Он выделяет 13 факторов, 13 «при» приводящих подростков к пьянству: «привлекательность алкоголя, питейные привычки, алкогольный прилавок, привлечение, привыкание, пристрастие к алкоголю, принуждение, приспособление, привычное пьянство» и другие. Фактически причинами вовлечения в пьянство автор называет элементы социально-психологического программирования на пьянство и доступность.

Академик Ф.Г. Углов (1986) выделяет три главные причины употребления алкоголя: «Если коротко ответить на вопрос, почему люди пьют, надо сказать: пьют потому, что это наркотик, который широко рекламируется и свободно продается. Основная причина в этом. Остальные –  предпосылки, которых столько, сколько пьяниц на Земле». Итак, причинами употребления алкоголя он называет – наркотические свойства алкоголя, рекламу и доступность.

Революционной стала теория русского ученого ХХ столетия Геннадия Андреевича Шичко (1922-1986), который дал научное обоснование внешним и внутренним причинам и заявил о теории психологической запрограммированности сознания на те или иные формы поведения, в данном случае, на употребление алкоголя и табака.

Изучая природу алкоголизма, Г.А. Шичко сделал открытие, что универсальная причина употребления алкоголя – это искажение сознания ложными представлениями, которые он назвал психологической питейно-проалкогольной запрограммированностью.

Главными компонентами этой запрограммированности являются: настройка (установка) на употребление спиртного и питейно-проалкогольное убеждение .

Согласно теории психологического программирования, целью любых противоалкогольных мероприятий должны быть не фантастическое «умеренное» или «культурное» питие, а трезвость, причем предпочтительно сознательная .

Свою теорию психологической запрограммированности на те или иные формы поведения Г.А. Шичко построил не на голом месте. Психофизиологической основой его теории являются открытия отечественных ученых П.К. Анохина (теория о функциональных системах организма), В.М. Бехтерева (закон о нервно-психических процессах), И.П. Павлова (учение о второй сигнальной системе), И.М. Сеченова (учение о рефлексах головного мозга), А.А. Ухтомского (теория о доминантах мышления и поведения).

В современной зарубежной и отечественной психологии близкой по смыслу теорией о причинной обусловленности поведения является теория социального научения, в основе которой также используются открытия в области психофизиологии И.П. Павлова и других русских ученых. Научение осуществляется посредством формирования автоматизированных поведенческих реакций через подражание. Высшим этапом научения является когнитивное научение — научение путем рассуждений, которое осуществляется с опорой на вторую сигнальную систему .

С учетом огромной роли социальной среды в приобщении к одурманивающим веществам, среди современных собриологов стал преобладать термин «социально-психологическая запрограммированность» вместо просто «психологическая».

Недопонимание социально-психологической природы проблемы употребления алкоголя, табака и наркотиков является серьезным тормозом в профилактике употребления АТН и преодолении зависимостей от них, которые большинство наркологов весьма неэффективно «лечат», не снимая психологической зависимости.

В начале третьего тысячелетия для российских собриологов теория психологической  запрограммированности стала аксиомой в объяснении и решении алкогольно-табачно-наркотических проблем.

В пользу истинности теории Г.А. Шичко свидетельствует практическое применение психолого-педагогической методики избавления от алкогольно-табачных зависимостей самого Г.А. Шичко и разных вариантов этой методики, разработанных его последователями (В.И. Гринченко, П.И. Губочкин, В.А. Дружинин, Н.К. Зиновьев, Ю.В. Морозов, Ю.А. Соколов, С.И. Троицкая, В.А. Толкачев, Н.В. Январский, и др.).

Читайте также:

Добавить комментарий