Спешите делать добро!

Доктор ГаазКто призывал «Спешите делать добро»?

Доктор Гааз Фёдор Петрович (Хааз Фридрих Иосиф) жил в России в эпоху крепостнического рабства при правлении двух царей: Александра I и Николая I. Он был родом из маленького немецкого городка, в двадцать два года получил степень доктора медицины, изучал болезни глаз у венского профессора Адама Шмидта и приехал в Москву по приглашению князя Репнина поработать врачом.

Фридрих Гааз надеялся спустя несколько лет вернуться в Вену, а остался в России до конца своих дней… Немец по рождению, он в совершенстве владел языками – латинским, греческим, французским, но ни слова не знал по-русски. Он был очень талантлив и энергичен, никогда не брал плату у неимущих, приобрёл в Москве огромную практику и быстро разбогател.

В 1806 г. он безвозмездно и успешно лечил глазных больных в Преображенском Екатерининском богадельном доме, за что был назначен императрицей главным врачом Павловской больницы и в 1808 г. награждён Владимирским крестом… Он считался одним из самых уважаемых и состоятельных врачей в Москве, но война с Наполеоном всё разрушила. Доктор Гааз вступил в действующую армию и дошёл до Парижа, а потом уехал на свою родину в Германию.

У него была большая родня, и она уговаривала его забыть про общество с крепостническим рабством, но он не послушался советов и вернулся в сожжённую, разграбленную войной Москву.

За год до восстания декабристов, в 1824 г., доктора Гааза назначили главным врачом московских тюрем, и ему открылся страшный мир заключения и ссылок на каторгу. Он потрясён был людскими страданиями, испытал сильнейшие угрызения совести и «перестал жить для себя»…

[youtube]4mnMg1E0-5E[/youtube]

Гааз перестроит на свои деньги тюремную больницу на Воробьёвых горах, добьётся отмены «прута» (железного стержня, к которому пристёгивались ссыльные арестанты) и заменит тяжёлые кандалы лёгкими («гаазовскими»), обшитыми сукном или кожей. Он будет открывать больницы и школы для детей арестантов, выкупать крепостных, ходатайствовать о помиловании, пересмотре дел, добьётся отмены поголовного обрития (для женщин). Его станут называть: «Святой доктор»… Доктор испытывал особое уважение к русским женщинам, восхищаясь стойкостью их духа, подвигом бескорыстной любви жён декабристов, отправившихся в Сибирь и подвергнувших себя страшным лишениям. Благотворительность «святого доктора» раздражала царских чиновников, и у него отобрали должность главного врача московских тюрем, но остановить его делать добрые дела они не могли, пока билось сердце подвижника…

Русские писатели и публицисты по разному относились к личности доктора Гааза: А. И. Герцен называл его юродивым и повреждённым, Л. Н. Толстой – филантропом, Н. К. Михайловский – человеком большого ума и образования, превратившимся в «одно ходячее сострадание», И. В. Киреевский и его брат П. В. Киреевский – человеком прекрасным, великим в «его безоглядном человеколюбии», Ф. М. Достоевский – благородным человеком, подвижником добра и человечности: «…на земле очень много благородных людей!»…

Фёдор Михайлович Достоевский был много наслышан о «святом докторе» – он сам пробыл четыре года на каторге в Омском остроге после замены смертного приговора по делу «петрашевцев» 22 декабря 1849 г., и образ подвижника человеколюбия войдёт в его роман «Идиот», в «Записки из Мёртвого дома», а в «Преступлении и наказании» две стойкие духом молодые женщины, Соня Мармеладова и Дуня, сестра Родиона Раскольникова, станут образцами нравственности, человечности и истинной красоты, «спеша делать добро» по завещанию доктора Гааза… Фёдор Петрович будет жить в маленькой квартирке при Полицейской больнице (её называли «гаазовской»), спорить в тюремном комитете, добиваясь помилования или пересмотра дела, каждую неделю с «корзиной всякой всячины» провожать ссыльных от Воробьёвых гор до Рогожской заставы, откуда начиналась Владимирка…

В конце жизни Гааз завещал издать свои труды, «Обращение к женщинам» и «Проблемы Сократа», философу Петру Яковлевичу Чаадаеву, своему другу и единомышленнику, участнику Отечественной войны 1812 г., декабристу, объявленному режимом Николая I сумасшедшим за публикацию в 1836 г. одного из своих «Философических писем» с критикой крепостничества и самодержавия.

Чаадаев переживёт «святого доктора» на три года, его дни закончатся через год после смерти Николая I, в 1856 г., но «Обращение к женщинам» издадут, другая же работа Гааза, «Проблемы Сократа», затеряется…

«Святой доктор» обращался к чуткой, жертвенной душе русской женщины, говоря о любви и сострадании: «Любовь и сострадание живут в сердце каждого. Зло есть результат лишь ослепления…».

Как завещание всему человечеству звучат слова, обращённые к русским людям: «Спешите делать добро». Спешите, русские люди, мужчины и женщины, презрите унижения, оскорбления и неуважение, спешите!

Читайте также:

Добавить комментарий