Внимательное чтение биографий гениальных личностей. Что объединяет гениев?

Чингисхан 2“Умный в гору не пойдет.

 Умный гору обойдет”.

Все мы читали книги о великих полководцах и великих правительницах, о гениальных художниках и гениально обольстительных дамах. Как же мы читали?  Она пошла к нему — он ушел на войну — он завоевал страну — она приехала к нему – они жили счастливо и долго. Она была никем в Германии – вышла замуж за русского принца – стала Великой Императрицей. Таких историй миллионы, сколько и самих гениев. А что их всех объединяет? Противоречия.

В своё время, в 40-х годах 20-го века, Г.С.Альтшуллер понял, что изобретения не имеют отношения к самой технике, к конкретному техническому направлению. Все изобретения объединяли ходы, сделанные в своем воображении изобретателями. Эти ходы были направлены на то, чтобы обойти противоречие, которое возникло в голове изобретателя. И независимо от физического воплощения в реальности, ходы могли решать проблемы целых классов задач из разных областей жизни.

Внешние обстоятельства подсказывали им, что если поступишь так, то ухудшается это, а если улучшишь это, то будут нежелательные события. В истории людей противоречия были и будут. И найденные приемы разрешения (обхода) противоречий можно использовать в повседневной жизни или для строительства жизненной стратегии.

Философия давно изучает природу противоречий. Противоречия – это столкновение представлений человека о желаемом и фактическом.

История Чингисхана наполнена Великими Противоречиями, которые сделали его Великим Полководцем и Правителем. Великие Противоречия решались им простыми приемами смекалки, которые собраны в ТРИЗ достаточно, чтобы хорошо мыслить.

chingishan_1

Одно из таких Великих Противоречий, которые разрешил Чингисхан, я сегодня рассмотрю по методу “Прообраз”.

Чингисхан выдвинулся с войском на завоевание Китая. По пути встретил Великую Китайскую стену. Если брать штурмом, потеряет часть войска. Если не брать штурмом, Китая не видать. Как быть?

Чингисхану не составило бы большого труда разбить китайское войско на открытом пространстве. А вот войско, расположившееся на стене, представляло реальную угрозу.

Чингисхан

СЦО – субъект, цель, объект. Чингисхан решил захватить Китай.

САО – субъект, акция (действие), объект. Войско Чингисхана сразится с войском Китая.

СПО – субъект, поле, объект. Чингисхан это сделает физически на территории Китая летом.

Это минимальные смысловые цепочки для анализа проблемной ситуации.

Первые формулировки всегда не очень понятны. Потому необходим дополнительный анализ. В методе проектирования образов “Прообраз” используется схема или табличная визуализация данных.

Совмещенная схема 2

Суть метода в расстановке данных так, чтобы задача стала настолько ясной, что противоречие в голове решателя сразу бы разрешилось. Поработать головой все равно придется, конечно же.

Используем простые методы формулирования противоречия:

Цель – захватить Китай.

Средства для этого – войско.

Поле условий захвата – территория Китая. (В ТРИЗ – ОЗ и ОВ, оперативная зона и оперативное время). И рамки затрачиваемой энергии. Физическое покорение.

Действие – сражение.

Сами китайцы решили помешать этому плану лет за 500 до этого (если верить истории). Они построили на пути из степи Монголии стену. Кочевникам было теперь сложно попасть в Китай, не обсудив проход с китайскими воеводами, охранявшими стену.

Возник нежелательный эффект НЭ1 — стена. Который устраняется средствами устранения СУ1 – войско Чингисхана.

При этом возникает новый нежелательный эффект НЭ2 – потеря части войска. Нужно найти СУ2.

СУ1 — > НЭ1. САО – Войско устраняет стену.

СУ2 — > НЭ2. САО – “Штуковина” (Х-элемент) сохраняет войско Чингисхана.

Необходимо преодолеть стену без потери войска. Получилась изобретательская задача.

Очень часто в наших представлениях противоречие нужно именно “разрешить”, ведь мы не трусы. Однако настоящим мастером считается тот, который побеждает в бою, которого не было. Как так?

В методе “Прообраз” для составления схем противоречий используется элемент Цель. Это важно при чтении биографий или создания стратегий для бизнеса.

Цель указывает требование ко всем используемым средствам, к месту и времени, для достижения цели. Есть и вторая цель (другой системы), которая противостоит первой и вызывает нежелательный эффект. Для Чингисхана была вторая нежелательная цель идущая от китайцев – защитить Китай.

Поле – очень интересный элемент схемы. Поле – это анкета условий задуманного события или нежелательной ситуации в результате. Анкета (поле) описывает оперативную зону и оперативное время, а также энергию, которая будет использована в событии. Это где, когда и как все происходит. Изучив поля противоположных систем можно сразу выйти на решение. В деталях прячутся нюансы проблемы.

Средства (субъект) – это инструмент, система. К инструменту можно применять законы развития технических (искусственных) систем или команды воображению, такие как уменьшить, увеличить, разделить, сделать гибким, пристроить еще одну систему и другие.

Формула ИКР Чингисхана: Ц1+П1-С2. Захватить Китай физически на территории Китая без войска врага на стене.

Формула ИКР противника: Ц2+П2-С1. Защитить Китай физически на стене без войска Чингисхана.

На том и порешили. Чингисхан пошел завоевывать Китай, а китайское войско осталось охранять стену.

Построив простую причинно-следственную цепочку, взвесив все за и против, великий полководец принял простое решение. Обошел стену и захватил Китай. Уже на самой территории Китая использует принцип дробления объекта. Он уничтожал войска противника по частям, сея разногласия между воеводами. Кстати, с русскими воеводами случилось то же самое, что и с китайскими. Они перессорились из-за власти и проиграли битву по очереди на реке Калка хитроумному Субедею, ученику Чингисхана.

Если внимательно читать стратегии в биографиях по этому методу, то сразу будет видно, что ходы обхода разные. Суворов не обходил Альпы. Единственная оставшаяся у него стратегия – пройти горы. В каждой ситуации нужно сначала разобраться.

В этой статье я описал кратко использование метода. Для того, чтобы разобраться в ситуации нужно более четко расставлять элементы на схеме, чтобы увидеть детали и нюансы сложившихся противоречий.

Метод “Прообраз” предлагает инструмент для исследования биографий и стратегий, благодаря которому можно обмениваться картотеками (базами данных) найденных решений. Табличная форма очень удобна для создания компьютерных баз данных.

Используя такой подход к исследованию жизненных стратегий, стратегий для бизнеса или семейных стратегий, будет гораздо понятней, зачем вообще читать такие книги.

Пример предпринимательской стратегии можно прочитать по ссылке здесь.

Или здесь («Победить там, где проиграл»).

Описание метода здесь. (Без коррекции редактора).

Внимательный разбор ситуации — это и есть главный прием разрешения противоречий.

Глаза Чингисхана

Читайте также:

Добавить комментарий